Что должен уметь ребенок в 4 месяца
Содержание:
Четырехмесячный грудничок – это активный, подвижный и эмоциональный младенец. К четырём месяцам новорожденный пытается не только дотягиваться до игрушки, которая лежит неподалеку, но и пытаться к ней неумело ползти. Кроха начинает больше кушать грудного молока или адаптированной смеси, некоторые мамы пробуют кормить малыша другим питанием: фруктовыми или овощными соками. Маленький непоседа хочет все знать, рассмотреть, что-нибудь делать, лежа на животике. Жизнь становится намного ярче – самое время оттачивать приобретенные умения. Что должен уметь ребенок в 4 месяца и какими необходимыми навыками овладеть, важно знать каждому родителю, чтобы избежать негативных последствий в будущем.
Основные навыки
Четвёртый месяц характеризуется переходом от рефлекторной и неосознанной жизни к более волевой. Кроха старается понять свое тело и научиться его сигналам. 4-месячный малыш активно знакомиться с внешним миром, проявляя инициативу, воздействует и смотрит на реакцию. Четыре месяца – рубеж в развитии, впредь кроха будет расти более осознанным, взрослеть и радовать родителей.
Что умеет ребенок в 4 месяца:
- Самостоятельно переворачивается на спину и обратно. Когда он лежит на животике, то приподнимает корпус тела, опирается на ладошки и удерживает себя в таком положении некоторое время.
- Когда лежит на спинке, то пробует приподнимать плечи и голову.
- Движения рук становятся точными и уверенными, малыш пытается ими сам управлять, удерживать игрушку около минуты, улыбаться ей, держать маму за пальчик или приобнимать в процессе кормления, забирать свою бутылочку.
- Когда он плачет, то на глазах появляются слезки – признак того, что слезные железы полостью сформировались.
- Самая приятная новость для многих родителей: в конце 3-го месяца (на третьей-четвертой неделе) – начале 4-го проходят колики, поэтому работа желудочно-кишечного тракта становится нормальной.
- Слух обостряется и активно развивается – малыш поворачивается в сторону источника звука.
- Глазные мышцы достаточно окрепли, ввиду чего косоглазие (если оно не вызвано врожденной, внутриутробной патологией или не передано по наследству), а также слабость мышц глаза остаются в прошлом.
- Если малыша в положении лежа на спинке потянуть за ручки, он попытается сесть.
Отличия девочек и мальчиков
Существенных различий между обоими полами нет. Однако доктор Евгений Комаровский, известный детский врач и кандидат медицинских наук, говорит, что разницу все же можно уловить. Если провести параллели, то можно найти следующие нюансы.
Особенности развития мальчиков и девочек
Сфера | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
Внутриутробное развитие и роды | Эмбрион подвержен большему стрессу и риску преждевременных родов, ему приходится бороться за выживание. Мозг мальчика настроен на совершенствование и прогресс. | Быстрее развиваются после родов. Рождаются более зрелыми и приспособленными. Мозг девочки настроен на выживаемость. |
Физическая | Дыхание – брюшное. Легкие больше по размеру, чем у девочек. Сильные, подвижные. Лучше видят левым глазам. Пространственное зрение более развито. Распознают синий спектр цветов. Аудиалы. | Дыхание – грудное. Выносливее, чем мальчики. Хорошая реакция на громкий звук. Лучше распознают лица. Два глаза развиты одинаково, зрение – периферийное. Распознают красный спектр цветов. Раньше начинают говорить, словарный запас более развитый. Визуалы. |
Психическая | Медленнее созревает левое полушарие. Наглядно-образное восприятие. | Медленнее созревает правое полушарие. «Речевое» восприятие мира, ввиду раннего навыка говорить. |
Эмоциональная | Более неспокойны и меньше спят. Слезами реагируют на все новое вокруг. | Плач вызван обычно отсутствием внимания. Девочки нуждаются в большем внимании и разговоре. |
Основные навыки периода, что должен и может уметь малыш в 4 месяца:
- Головка удерживается очень хорошо, кроха может рассматривать все вокруг длительное время. Начинает пробовать опираться на локти, приподниматься и стоять на руках.
- Перевороты со спинки освоены полностью. Самые непоседливые карапузы пробуют ползать, помогая себе ножками.
- Лежа на спине, пытается сесть, приподнимая голову и плечи. Можно пробовать стимулировать этот процесс и давать со своих рук ему игрушку – так укрепиться плечевой пояс.
- Отрабатывает «пинцетный» захват. Малыш пытается ко всему прикоснуться, удержать руками, управлять ими. В кроватке кроха все трогает и стимулирует работу кончиков пальцев.
- В моменты игры, общения начинает выражать эмоции: радость, удивление, тревогу или начинает плакать. Спектр эмоций становится шире.
- Гуление становится длительным. Порой, просыпаясь ночью, он может долго разговаривать, вести «беседы» с собой. Произнося какие-то звуки, он пытается прислушаться к ним.
Физическое развитие
Этот месяц показателен в том, что большинство рефлексов угасает: пропадает хватательный рефлекс, малыш сам выбирает, какую игрушку ему взять. Параметры веса и тела прибавляются: масса тела может вырасти на 750 граммов, рост – на 2,5 см.
Какие есть проявления в физике:
- Кроха перестал «цвести» – прыщики исчезли.
- Усиливается слюноотделение. Это происходит по причине того, что кроха пытается все попробовать на «зуб», тянет все в рот. У некоторых малышей могут начать появляться зубки в 4.5 месяца.
Восприятие окружающего мира
К этому периоду кроха начинает видеть хорошо вдаль. Он способен различать предмет на расстоянии 3-3,5 метров. Ввиду этого, находясь на прогулке, можно брать его на руки, показывать все вокруг, разговаривать и рассказывать о происходящем. Это упражнение можно применять и дома, чтобы кроха изучал окружающую обстановку и тренировал зрение.
Слух также способствует восприятию внешнего мира. Можно начинать слушать с чадом классическую музыку, читать сказки, петь. Малыш будет улавливать не смысл, а интонацию, окрасу, тембр, голос. Все это он запомнит и пронесет сквозь года – в тяжелые жизненные ситуации он будет слышать голос мамы внутри. Также кроха реагирует на громкий голос родителей, боится и начинает плакать, поэтому не стоит ругаться при нем. Речь становится более певучей, эмоциональной – малыш пытается подражать родителям, издавая бессмысленные слога.
Социальные навыки
Мозг у малыша развивается быстро, достаточно скоро появляются социальные реакции на позитивный раздражитель: интерес, радость.
Что нужно освоить младенцу в социальном плане:
- Улыбаться, понимать, что такое улыбка, реагировать ею на появление взрослого.
- Смеяться, двигать ручками и ножками, когда становится весело.
- Длительно гулить, издавать горловые звуки, интонации и пытаться их услышать.
- Реагировать на свое собственное имя, когда его произносят.
- Радоваться при виде любимой игрушки и при появлении новой.
- Следить глазами за тем, что движется: игрушка, погремушка, животные, родители.
- Реагировать на любимую музыку –это помогает иногда успокоить плачущего малыша, он даже может начать подпевать слогами.
- Четко выделять голос мамы и папы, а также те голоса, которые он часто слышит.
Психоэмоциональное развитие
У четырехмесячного ребенка очень развиты эмоции, чувства становятся насыщеннее, психика активно развивается.
Эмоциональное развитие отличается следующими факторами:
- Оживление при виде знакомых лиц.
- Увидев маму, радостно щебечет и гулит.
- Радуется своему отражению.
- Много лепета в речи. Иногда встречаются «ба», «ма», «па», но они, скорее, не осознаны.
- К радости и грусти добавляются гнев, обида, злость, спектр эмоций расширяется.
- Дифференцируется поведение: нравится играть – радуется, прекращается игра – плачет. Выбирает любимые игрушки для игр.
- Поворачивается на звучание музыки, выделяет ритмичную, мелодичную музыку.
- Прислушивается при произношение своего имени.
- Знакомится со своим телом, ощущает его в пространстве, пристально смотрит на свои ладошки и щупает ножки. Все познает через игру.
- Зрение становится на уровне взрослого, различает цвета.
Что способствует развитию
Чтобы малыш активно развивался, с ним можно и нужно заниматься:
- Подвесить над малышом игрушки (купить карусельку) – он сможет их хватать, щупать, рассматривать. Лучше, если они будет разной фактуры и музыкальные.
- Развивать мелкую моторику: давать потрогать погремушки разных форм, мягкие игрушки, резиновые пищалки.
- Игра в «прятки»: закрывать лицо ладонями, а, открывая, произносить «ку-ку». Можно также прикрывать глазки малыша, а после – свои. Дети очень радуется такой забаве.
- Игра «сорока-ворона»: на ладошке находятся центры, которые стимулируют работу кишечника. Игра поможет и для мышц руки, и для пищеварения.
- Пускание мыльных пузырей: кроха будет наблюдать, как они медленно падают.
- Надеть носочек яркого окраса на ножку малыша, чтобы он смог его сам снять, дотянуться.
- Тренировка координации: медленно поднимать ручки малыша и опускать вниз, после – скрестить на груди и развести.
- В моменты гимнастики петь ему песенки, разговаривать, читать стишки, потешки. На ночь можно петь колыбельные.
- Отчетливо вести «диалог» с малышом, он будет видеть мимику и стремиться подражать.
Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:
- Регулярные прогулки на свежем воздухе.
- Кормление грудью или правильно подобранной смесью по графику.
- Купание в теплой воде ежедневно, по желанию – можно ходить в бассейн на грудничковое плавание.
- Массаж, выполненный профессионалом или мамой (при условии знания всех вопросов техники).
- Постоянный разговор с крохой.
- Чтение потешек, стишков, пение ему колыбельных.
Когда стоит беспокоиться
Каждый малыш развивается по своему графику. То, что один может освоить в 4 месяца, другой – сумел изучить в три, а некоторые могут запаздывать.
Есть некоторые моменты, на которые следует обратить внимание:
- Если кроха не гулит, не лепечет, не проявляет никакой двигательной активности.
- Отсутствуют реакции на звук (это голос мамы, музыка, произношение его имени родителем).
- Нет реакции на появление знакомых людей, в частности, родителей.
- Нет интереса к игрушкам и играм.
- Малыш не удерживает головку, лежа на животике.
- Не переворачивается или не пробует.
- Нет осмысленной улыбки и реакции на улыбку взрослого.
Если родители отмечают у своего ребенка три и более отклонений, значит, малыш развивается с некоторой патологией. Данные проблемы не стоит списывать на самотек, они достаточно серьезные. Чтобы их выяснить, необходимо обратиться к педиатру. Если получить квалифицированный совет вовремя – сделать шаг к быстрому и успешному выравниванию проблемной ситуации. Детский врач подскажет, какая сфера нуждается в развитии, поможет отыскать исток проблемы. В исключительных случаях может понадобиться медикаментозное лечение.
Определенных таблиц с навыками ребенка, где прописаны точные данные, не существует, ведь каждый малыш развивается индивидуально. Лучшим решением послужит наблюдение за своим чадом. Не стоит выискивать в нем никаких недостатков, а просто развивать в форме игры. Тогда кроха будет чувствовать любовь и заботу родителей.
Видео
https://www.youtube.com/watch?v=JlPyPu-jS3o