Что ребенок должен уметь в год

Педиатры и другие врачи очень любят составлять таблицы и по ним обследовать ребенка. Проверке подлежит буквально все: рост, вес, окружность головы, результаты анализов, количество произносимых слов. Что ребенок должен уметь в год, к каким показателям ему нужно стремиться?

Первый День Рождения

Первый День Рождения

Нормы, что должен уметь ребенок в 1 год

Годовалый ребенок ответственных родителей обязательно должен прийти ко многим специалистам на осмотр. Педиатр, невролог, офтальмолог, хирург и другие тщательно осматривают малыша, взвешивают, измеряют его и задают маме или папе множество вопросов. Спрашивают, что в год делает ребенок, как он спит и гуляет, сколько слов уже говорит. Эти вопросы не праздные – по ним специалисты определяют уровень психического и физического развития малыша.

По тому, что умеет ребенок делать в этом возрасте, судят о наличии у него серьезных отклонений в развитии или делают вывод, что все показатели находятся в пределах нормы, и отклонений нет. Существуют специальные таблицы с показателями нормативного роста и веса, окружности головы и груди. По этим таблицам оценивается физическое состояние ребенка. Психомоторные, социальные и бытовые навыки врачи оценивают по календарю развития – специальному перечню, в котором подробно расшифрованы все умения. Их малыш должен освоить к первому дню рождения.

Для мальчиков и девочек есть различия в физических нормах. Это связано с тем фактом, что, по данным статистики, мальчики рождаются, как правило, крупнее девочек. Поэтому их показатели роста и массы немного выше. Зато девочки быстрее развиваются эмоционально и психологически, скорее набирают свой словарный запас. Для гармоничного развития детей необходимо проявлять заботу и доверие к ребятишкам любого пола. Для девочки особое внимание следует уделить заботе, мальчику оказывать больше доверия, предоставлять простор для самостоятельного выбора.

Мальчики и девочки по-разному нуждаются в заботе

Мальчики и девочки по-разному нуждаются в заботе

Основные навыки детей в год

Прежде, чем оценивать различные показатели ребенка, необходимо запомнить правило: все дети развиваются индивидуально. Их рост и вес зачастую связаны не только с образом жизни и количеством питания, но и с национальной принадлежностью и генетической наследственностью. Как говорит доктор Комаровский, никогда не помешает окинуть взглядом себя и супруга перед взвешиванием и измерением роста у малыша.

Физическое развитие

Средние показатели массы и роста для мальчиков и девочек к 12 месяцам

Пол ребенкаМасса, кгРост, см
Средний показательДиапазон нормыСредний показательДиапазон нормы
Мальчики10,89,4-11,975,773-79
Девочки10,19,0-11,374,872-77

Вес ребенка с момента рождения увеличивается в 3-3,5 раза. Ежемесячная прибавка веса снижается до 300-350 г. Снижается также и ежемесячная прибавка в росте, к году она составляет уже 1,5 см. Годовалый малыш обзавелся молочными зубками в количестве 4-8 штук, которые он успешно чистит с помощью собственной зубной щетки с каплей зубной пасты.

Период активного ползанья постепенно сменяется на смелые попытки научиться самостоятельно стоять без опоры и делать первые шаги. В этом вопросе все малыши ведут себя по-разному. Некоторые в год уже не только ходят, но вполне успешно бегают, кто-то еще не отпускает мамину руку, боится отступить от нее на шаг. Держась за руку, ребенок пробует спускаться и подниматься по ступенькам. Самостоятельно дети залезают и слезают с дивана.

Важная информация! В этом возрасте особенно важно обеспечить безопасное перемещение ребенка в пространстве: не оставлять одного в комнате с открытыми окнами, закрепить шкафы и стеллажи, чтобы они не опрокинулись, убрать провода и обезопасить розетки.

Физическое развитие

Физическое развитие

Бытовые умения и навыки

Ребенок проявляет самостоятельность: берет в руки ложку и поильник, пытается кушать и пить. Сам снимает и одевает одежду, которая ему поддается: шапочку, тапочки, носочки. Малыш самостоятельно держит и откусывает кусочки от хлеба, банана, яблока. Учится соблюдать правила гигиены: умывается и вытирается полотенцем, берет в ручку зубную щетку, делает попытки познакомиться с горшком.

Самостоятельно держит ложку

Самостоятельно держит ложку

Психомоторное развитие

В 1 год дети познают мир с помощью тактильных ощущений, а также, пробуя предметы на вкус, по-прежнему тянут все в рот. Движения становятся осмысленными, по просьбе взрослого ребенок поднимает и опускает руки и ноги, когда его одевают, берет в руки расческу и причесывает себя, как мама или папа. В годик дети умеют выполнять следующие действия:

  • открывать и закрывать шкафы и двери, поднимать крышки и открывать коробки;
  • выдвигать ящики;
  • переливать и черпать воду;
  • бросать мячик, пинать его ногой;
  • тянуть за веревочку игрушки, переворачивать их;
  • играть в песочнице – насыпать лопаткой песок в ведерко, высыпать его обратно в попытках сделать куличик.
Игра с мячом

Игра с мячом

Социальное поведение

Возраст, когда ребенку исполнился 1 год, – время активного проявления осмысленных эмоций. Ребенок плачем или смехом научился выражать свои чувства и говорить о своих потребностях. Раньше все вопросы решались криком. Кроме этого, сформировались следующие навыки:

  • с интересом реагирует на новые предметы и лица в окружении;
  • на расстоянии узнает своих близких;
  • рассматривает фотографии, находит знакомые лица, показывает пальчиком;
  • гримасничает, корчит рожицы, показывает язык;
  • способен повторить за взрослым чихание и покашливание;
  • понимает обращенный к нему запрет, знает значение слова «нельзя»;
  • в книжках показывает знакомых животных (собаку, кошку) или предметы;
  • слушает и двигается под ритмичную музыку, пытается «танцевать»;
  • знает, для чего предназначен пульт от телевизора и телефон, делает смелые попытки их захватить и пользоваться;
  • отказывается от еды, если нет настроения, или блюдо ему не нравится;
  • встречает на пороге дома маму или папу, ждет их у двери.
Игра с телефоном

Игра с телефоном

Моторика

Развитию моторики необходимо уделять достаточно внимания, чтобы развивать речевые способности. За эти два навыка отвечает один отдел головного мозга. Поэтому в этом возрасте малыш должен уверенно и крепко держать в руках предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Хорошо развивают этот навык следующие игры:

  • постройка башни из кубиков;
  • сборка простых пирамидок и игра в сортеры;
  • подбор фигурок-вкладышей для нужной формы;
  • игры с шариковым и обычным пластилином, тестом для лепки;
  • после игры – уборка игрушек в коробку, контейнер.

Для малышей хорошо приобрести или распечатать простые раскраски с крупными деталями и дать в руки мягкие карандаши или восковые мелки. Так тренируется крупная и мелкая моторика пальцев.

Сборка пирамидки

Сборка пирамидки

Развитие речи малыша в годовалом возрасте

Активные передвижения и новые умения годовалого малыша трансформируются в слова и дают толчок к развитию речи. Первые слоги, лепетание обычно появляются к полугоду. Месяц за месяцем навыки совершенствуются. Слоги повторяются, становятся осознанными. Малыш уже не просто повторяет звуки, которые знает, но и умеет подражать взрослым и воспроизводить новые. К 11-12 месяцам в лексиконе появляются первые осознанные слова: «мама» и «дай». В год малыши обычно имеют следующие речевые навыки:

  • повторяют слоги, произносимые взрослыми;
  • знают и откликаются на свое имя;
  • понимают и выполняют просьбы: сядь, подойди, возьми;
  • прощаются, говорят «пока-пока» и машут ручкой;
  • словарный запас состоит из 8-10 простых слов (бай-бай, баба, мама, папа, би-би, кис-кис и т.п.).

Помимо этого, ребенок указывает пальчиком на предметы, которые просит показать родитель. Понимает, что означает слово «нет» и знает имена близких, сестры или брата.

Четкой границы между нормой и отставанием не существует. Зафиксировать логопедические проблемы на этом этапе сложно, поскольку большое влияние на речевое развитие оказывают следующие факторы:

  • пол ребенка – считается, что девочки развиваются раньше мальчиков и первые слова произносят в более раннем возрасте;
  • генетические особенности – позднее созревание речевого аппарата родителей, скорее всего, отразится на развитии малыша;
  • индивидуальная звуковая среда – способность воспроизводить звуки и переходить на осознанную речь будет только у того младенца, с которым активно разговаривают дома; родители должны разговаривать не только с ребенком, но и между собой, тогда он сможет подражать и повторять за ними новые слова, узнавая их значение по поведению и действиям взрослых;
  • индивидуальные особенности и темперамент малыша – тихие и спокойные интроверты накапливают пассивный словарный запас, а общительные экстраверты активно воспроизводят окружающим свои способности с раннего возраста.

Важная информация! По любимым словам ребенка можно определить его будущие способности, точнее, их общую направленность. Если малыш чаще произносит имена существительные, это означает, что сфера его интересов будет в гуманитарной области. Если любит повторять глаголы, у него будет склонность к техническим и точным наукам. Можно завести дневник, куда записывать любимые и часто повторяемые слова карапуза, а по прошествии времени оценить, насколько это утверждение верно.

Развитие речи

Развитие речи

Возможные проблемы, как их решать

К нормам и средним показателям необходимо прислушиваться и относиться спокойно. Они показывают общую картину для детей, которые живут и развиваются в разных условиях. Отклонения от этих норм чаще всего бывают незначительными – рано или поздно ребенок наберет вес, вырастет до размеров, которые понравятся участковому врачу, с максимальной долей вероятности научится ходить и разговаривать.

Утверждать, что проблем с развитием не существует вовсе – крайне неправильно и непростительно. Задача родителей – наблюдать, заниматься и двигаться в нужном направлении вместе с ребенком.  Если появляются вопросы, если кажется, что малыш все-таки отстает или недобирает, обращаться к врачу. Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться.

Симптомы задержки речевого развития

Если ребенок в 1 год не произносит слогов, не пытается речью выразить свои эмоции и чувства, а звуки не похожи на попытки заговорить, это повод обратиться к специалисту. Также родителей должно насторожить обстоятельство, при котором лепет исчез, т.е. до года он был, а затем малыш прекратил разговаривать на «своем непонятном» языке. Причины могут быть следующие:

  • психические – от минимальных нарушений в работе мозга до тяжелой степени слабоумия;
  • нарушение слуха (врожденное и приобретенное);
  • скудная языковая среда;
  • патология артикуляционного аппарата.

Для исключения страшных диагнозов и диагностики малыша необходимо показать специалистам: логопеду, неврологу, психологу и отоларингологу. Если на обследовании не выявлено патологических нарушений, необходимо использовать профилактические методы для развития речевых навыков. Самые основные из них заключаются в следующем:

  • ежедневное общение;
  • осмысленный разговор без искажения слов и звуков, исключить сюсюканье и уменьшительные суффиксы из лексикона;
  • за ошибки не ругать, а спокойно исправлять;
  • читать вслух любимые книжки;
  • не предугадывать желания малыша, дожидаться просьбы с его стороны подать или налить;
  • задавать вопросы и внимательно выслушивать ответ, от его вопросов не отмахиваться и не отмалчиваться;
  • развивать мелкую моторику – речь находится на кончиках пальцев; собирать конструктор, мять в ручках пластилин, пересыпать пуговицы и перебирать крупные шарики;
  • учиться надувать мыльные пузыри – развивать артикуляционный аппарат.
Мыльные пузыри

Мыльные пузыри

Оценивать навыки ребенка в год нужно без оглядки на соседского малыша, ведь все дети развиваются по-разному. Прежде всего, необходимо сравнивать показатели развития с аналогичными данными за прошлый период и оценивать динамику, отслеживать, есть ли изменения и улучшения. Параллельно с этим проводить с ним больше времени и развивать, тогда положительный результат не заставит себя ждать.

Видео