Что ребенок должен уметь в год
Содержание:
Педиатры и другие врачи очень любят составлять таблицы и по ним обследовать ребенка. Проверке подлежит буквально все: рост, вес, окружность головы, результаты анализов, количество произносимых слов. Что ребенок должен уметь в год, к каким показателям ему нужно стремиться?
Нормы, что должен уметь ребенок в 1 год
Годовалый ребенок ответственных родителей обязательно должен прийти ко многим специалистам на осмотр. Педиатр, невролог, офтальмолог, хирург и другие тщательно осматривают малыша, взвешивают, измеряют его и задают маме или папе множество вопросов. Спрашивают, что в год делает ребенок, как он спит и гуляет, сколько слов уже говорит. Эти вопросы не праздные – по ним специалисты определяют уровень психического и физического развития малыша.
По тому, что умеет ребенок делать в этом возрасте, судят о наличии у него серьезных отклонений в развитии или делают вывод, что все показатели находятся в пределах нормы, и отклонений нет. Существуют специальные таблицы с показателями нормативного роста и веса, окружности головы и груди. По этим таблицам оценивается физическое состояние ребенка. Психомоторные, социальные и бытовые навыки врачи оценивают по календарю развития – специальному перечню, в котором подробно расшифрованы все умения. Их малыш должен освоить к первому дню рождения.
Для мальчиков и девочек есть различия в физических нормах. Это связано с тем фактом, что, по данным статистики, мальчики рождаются, как правило, крупнее девочек. Поэтому их показатели роста и массы немного выше. Зато девочки быстрее развиваются эмоционально и психологически, скорее набирают свой словарный запас. Для гармоничного развития детей необходимо проявлять заботу и доверие к ребятишкам любого пола. Для девочки особое внимание следует уделить заботе, мальчику оказывать больше доверия, предоставлять простор для самостоятельного выбора.
Основные навыки детей в год
Прежде, чем оценивать различные показатели ребенка, необходимо запомнить правило: все дети развиваются индивидуально. Их рост и вес зачастую связаны не только с образом жизни и количеством питания, но и с национальной принадлежностью и генетической наследственностью. Как говорит доктор Комаровский, никогда не помешает окинуть взглядом себя и супруга перед взвешиванием и измерением роста у малыша.
Физическое развитие
Средние показатели массы и роста для мальчиков и девочек к 12 месяцам
Пол ребенка | Масса, кг | Рост, см | ||
---|---|---|---|---|
Средний показатель | Диапазон нормы | Средний показатель | Диапазон нормы | |
Мальчики | 10,8 | 9,4-11,9 | 75,7 | 73-79 |
Девочки | 10,1 | 9,0-11,3 | 74,8 | 72-77 |
Вес ребенка с момента рождения увеличивается в 3-3,5 раза. Ежемесячная прибавка веса снижается до 300-350 г. Снижается также и ежемесячная прибавка в росте, к году она составляет уже 1,5 см. Годовалый малыш обзавелся молочными зубками в количестве 4-8 штук, которые он успешно чистит с помощью собственной зубной щетки с каплей зубной пасты.
Период активного ползанья постепенно сменяется на смелые попытки научиться самостоятельно стоять без опоры и делать первые шаги. В этом вопросе все малыши ведут себя по-разному. Некоторые в год уже не только ходят, но вполне успешно бегают, кто-то еще не отпускает мамину руку, боится отступить от нее на шаг. Держась за руку, ребенок пробует спускаться и подниматься по ступенькам. Самостоятельно дети залезают и слезают с дивана.
Бытовые умения и навыки
Ребенок проявляет самостоятельность: берет в руки ложку и поильник, пытается кушать и пить. Сам снимает и одевает одежду, которая ему поддается: шапочку, тапочки, носочки. Малыш самостоятельно держит и откусывает кусочки от хлеба, банана, яблока. Учится соблюдать правила гигиены: умывается и вытирается полотенцем, берет в ручку зубную щетку, делает попытки познакомиться с горшком.
Психомоторное развитие
В 1 год дети познают мир с помощью тактильных ощущений, а также, пробуя предметы на вкус, по-прежнему тянут все в рот. Движения становятся осмысленными, по просьбе взрослого ребенок поднимает и опускает руки и ноги, когда его одевают, берет в руки расческу и причесывает себя, как мама или папа. В годик дети умеют выполнять следующие действия:
- открывать и закрывать шкафы и двери, поднимать крышки и открывать коробки;
- выдвигать ящики;
- переливать и черпать воду;
- бросать мячик, пинать его ногой;
- тянуть за веревочку игрушки, переворачивать их;
- играть в песочнице – насыпать лопаткой песок в ведерко, высыпать его обратно в попытках сделать куличик.
Социальное поведение
Возраст, когда ребенку исполнился 1 год, – время активного проявления осмысленных эмоций. Ребенок плачем или смехом научился выражать свои чувства и говорить о своих потребностях. Раньше все вопросы решались криком. Кроме этого, сформировались следующие навыки:
- с интересом реагирует на новые предметы и лица в окружении;
- на расстоянии узнает своих близких;
- рассматривает фотографии, находит знакомые лица, показывает пальчиком;
- гримасничает, корчит рожицы, показывает язык;
- способен повторить за взрослым чихание и покашливание;
- понимает обращенный к нему запрет, знает значение слова «нельзя»;
- в книжках показывает знакомых животных (собаку, кошку) или предметы;
- слушает и двигается под ритмичную музыку, пытается «танцевать»;
- знает, для чего предназначен пульт от телевизора и телефон, делает смелые попытки их захватить и пользоваться;
- отказывается от еды, если нет настроения, или блюдо ему не нравится;
- встречает на пороге дома маму или папу, ждет их у двери.
Моторика
Развитию моторики необходимо уделять достаточно внимания, чтобы развивать речевые способности. За эти два навыка отвечает один отдел головного мозга. Поэтому в этом возрасте малыш должен уверенно и крепко держать в руках предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Хорошо развивают этот навык следующие игры:
- постройка башни из кубиков;
- сборка простых пирамидок и игра в сортеры;
- подбор фигурок-вкладышей для нужной формы;
- игры с шариковым и обычным пластилином, тестом для лепки;
- после игры – уборка игрушек в коробку, контейнер.
Для малышей хорошо приобрести или распечатать простые раскраски с крупными деталями и дать в руки мягкие карандаши или восковые мелки. Так тренируется крупная и мелкая моторика пальцев.
Развитие речи малыша в годовалом возрасте
Активные передвижения и новые умения годовалого малыша трансформируются в слова и дают толчок к развитию речи. Первые слоги, лепетание обычно появляются к полугоду. Месяц за месяцем навыки совершенствуются. Слоги повторяются, становятся осознанными. Малыш уже не просто повторяет звуки, которые знает, но и умеет подражать взрослым и воспроизводить новые. К 11-12 месяцам в лексиконе появляются первые осознанные слова: «мама» и «дай». В год малыши обычно имеют следующие речевые навыки:
- повторяют слоги, произносимые взрослыми;
- знают и откликаются на свое имя;
- понимают и выполняют просьбы: сядь, подойди, возьми;
- прощаются, говорят «пока-пока» и машут ручкой;
- словарный запас состоит из 8-10 простых слов (бай-бай, баба, мама, папа, би-би, кис-кис и т.п.).
Помимо этого, ребенок указывает пальчиком на предметы, которые просит показать родитель. Понимает, что означает слово «нет» и знает имена близких, сестры или брата.
Четкой границы между нормой и отставанием не существует. Зафиксировать логопедические проблемы на этом этапе сложно, поскольку большое влияние на речевое развитие оказывают следующие факторы:
- пол ребенка – считается, что девочки развиваются раньше мальчиков и первые слова произносят в более раннем возрасте;
- генетические особенности – позднее созревание речевого аппарата родителей, скорее всего, отразится на развитии малыша;
- индивидуальная звуковая среда – способность воспроизводить звуки и переходить на осознанную речь будет только у того младенца, с которым активно разговаривают дома; родители должны разговаривать не только с ребенком, но и между собой, тогда он сможет подражать и повторять за ними новые слова, узнавая их значение по поведению и действиям взрослых;
- индивидуальные особенности и темперамент малыша – тихие и спокойные интроверты накапливают пассивный словарный запас, а общительные экстраверты активно воспроизводят окружающим свои способности с раннего возраста.
Возможные проблемы, как их решать
К нормам и средним показателям необходимо прислушиваться и относиться спокойно. Они показывают общую картину для детей, которые живут и развиваются в разных условиях. Отклонения от этих норм чаще всего бывают незначительными – рано или поздно ребенок наберет вес, вырастет до размеров, которые понравятся участковому врачу, с максимальной долей вероятности научится ходить и разговаривать.
Утверждать, что проблем с развитием не существует вовсе – крайне неправильно и непростительно. Задача родителей – наблюдать, заниматься и двигаться в нужном направлении вместе с ребенком. Если появляются вопросы, если кажется, что малыш все-таки отстает или недобирает, обращаться к врачу. Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться.
Симптомы задержки речевого развития
Если ребенок в 1 год не произносит слогов, не пытается речью выразить свои эмоции и чувства, а звуки не похожи на попытки заговорить, это повод обратиться к специалисту. Также родителей должно насторожить обстоятельство, при котором лепет исчез, т.е. до года он был, а затем малыш прекратил разговаривать на «своем непонятном» языке. Причины могут быть следующие:
- психические – от минимальных нарушений в работе мозга до тяжелой степени слабоумия;
- нарушение слуха (врожденное и приобретенное);
- скудная языковая среда;
- патология артикуляционного аппарата.
Для исключения страшных диагнозов и диагностики малыша необходимо показать специалистам: логопеду, неврологу, психологу и отоларингологу. Если на обследовании не выявлено патологических нарушений, необходимо использовать профилактические методы для развития речевых навыков. Самые основные из них заключаются в следующем:
- ежедневное общение;
- осмысленный разговор без искажения слов и звуков, исключить сюсюканье и уменьшительные суффиксы из лексикона;
- за ошибки не ругать, а спокойно исправлять;
- читать вслух любимые книжки;
- не предугадывать желания малыша, дожидаться просьбы с его стороны подать или налить;
- задавать вопросы и внимательно выслушивать ответ, от его вопросов не отмахиваться и не отмалчиваться;
- развивать мелкую моторику – речь находится на кончиках пальцев; собирать конструктор, мять в ручках пластилин, пересыпать пуговицы и перебирать крупные шарики;
- учиться надувать мыльные пузыри – развивать артикуляционный аппарат.
Оценивать навыки ребенка в год нужно без оглядки на соседского малыша, ведь все дети развиваются по-разному. Прежде всего, необходимо сравнивать показатели развития с аналогичными данными за прошлый период и оценивать динамику, отслеживать, есть ли изменения и улучшения. Параллельно с этим проводить с ним больше времени и развивать, тогда положительный результат не заставит себя ждать.