Когда ребенок говорит «мама»
Содержание:
Каждая мать с нетерпением ждет, когда младенец произнесет свое первое слово. Чаще всего этим словом бывает «мама». Однако не стоит торопить малыша, так как речевые навыки у детей развиваются с разной скоростью. Это зависит от наследственности, от пола ребенка и от того, как часто с ним общаются родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры.
Время осознанного произнесения слов
Всем родителям хочется узнать, когда ребенок говорит «мама». Время осознанного произношения слов у каждого ребенка варьируется и определяется следующими факторами:
- Пол (мальчики обычно начинают говорить позже девочек);
- Наследственность;
- Наличие или отсутствие аномалий развития неба и языка (например, развитие речи может замедлиться при укороченной уздечке);
- Особенности прикуса;
- Индивидуальный темперамент ребенка.
Также играет большую роль физическое самочувствие крохи. Часто болеющие дети начинают говорить позже сверстников.
Примерный возраст первых слов
На вопрос, во сколько дети говорят «мама», трудно ответить однозначно. Здоровый малыш уже в 9-10 месяцев пытается называть предметы, которые находятся в его поле зрения. Осознанной такую речь назвать пока еще нельзя. Кроха просто подражает взрослым, копируя произносимые ими звуки. После года малыш начинает понимать, как пользоваться речью; именно к этому времени относятся первые осознанные слова. Так, ребенок ясельного возраста может звать к себе папу, маму или «бабу», употребляя конкретное слово по отношению к конкретному человеку. Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие слова осознанно, с ним уже можно побеседовать почти как со взрослым.
Варианты первых слов
Статистика утверждает, что первое слово в лексиконе 70% детей до года – «мама». Однако, это вовсе не обязательно. Возможны и другие варианты: «няня», «баба» или даже «кися» (если крохе каждый день показывают кошку и повторяют, как ее зовут). Первым может стать любое слово, кроме тех, что содержат трудные для артикуляции согласные звуки: «ш», «щ», «ц», «р». Юный любитель машинок может впервые произнести «би-би», девочка, увидев красивую куклу, может сказать «ляля». Если мама часто бывает в отъездах, малыш может первым назвать имя взрослого, с которым он больше всего общается: это бабушки, тети, брат или сестра («Аня», «Лёля», «Юля»). Поэтому не стоит ждать, когда ребенок скажет «мама». Возможно, он произнесет первым совсем другое слово.
Стимуляция малыша к осознанной речи
Когда младенцы начинают говорить первые слова, это становится радостным событием для родителей. Вполне здоровый ребенок может долго молчать, «как партизан», если родители не стимулируют его к произнесению осознанных слов. Известно, что мозговые зоны, отвечающие за развитие речи, активно развиваются во время любых действий руками: пальчиковых игр, рисования, лепки. Чтобы быстрее услышать первые слова, родители должны:
- Чаще играть с ребенком в конструктор, кубики, пирамидки для развития координации движений и мелкой моторики;
- Называть крохе предметы, которые он ежедневно видит (кошка, собака, ложка, машина);
- Петь малышу детские песни и рассказывать подходящие по возрасту сказки («Колобок», «Курочка-Ряба»);
- Рассматривать с младенцем детские иллюстрированные книги и составлять короткие рассказы по картинкам.
Произносить все слова в разговоре с малышом нужно четко, правильно ставя ударение и выговаривая все буквы. Если темп речи слишком быстрый, ребенок вряд ли что-то поймет, поэтому беседа взрослого и крохи должна быть спокойной, размеренной. Не рекомендуется включать малышу современные детские песни, звучащие в быстром темпе (например, ансамбль «Кукутики»), такая музыка – для ребят от 3х лет и старше.
Помощь маленькому «молчуну»
Бывает, что родители активно занимаются с грудничком: лепят, рисуют, поют песни и читают сказки, но мальчик (девочка) по-прежнему молчит. Чтобы мягко и ненавязчиво помочь крохе в освоении речи, необходимо:
- Посетить ортодонта и стоматолога (возможно, задержка речи вызвана проблемами с зубами или прикусом);
- Начать отучение от соски (длительное сосание пустышки может существенно затормозить развитие речи);
- Чаще спрашивать у ребенка, чего именно он хочет, чтобы малыш не показывал жестами, а называл предметы словами;
- Рассказывать малышу обо всем, что он видит дома, в поездке, на прогулке.
Известно, что дети молчаливых родителей, как правило, тоже не отличаются разговорчивостью, это нормально. Наследственность играет важную роль в овладении речевыми навыками. Самое главное – заниматься с малышом ежедневно, тогда словарный запас крохи начнет расти очень быстро.
Ни при каких обстоятельствах не стоит давить на младенца 12-16 месяцев, заставляя его произносить именно конкретное слово (например, «мама»). В этом возрасте дети произносят только то, что они в состоянии выговорить, речевой аппарат у каждого развивается индивидуально. Кому-то проще сказать «мама», кому-то – «папа» или «баба». Рано или поздно, когда придет время, малыш овладеет всеми без исключения звуками русского языка.
Признаки задержки развития речи
Если после полутора лет мальчик или девочка продолжает молчать, педиатр или невропатолог может поставить диагноз «задержка развития речи». Следует иметь в виду, что такой диагноз чаще всего ставится на фоне других сопутствующих расстройств и заболеваний. Если кроха практически здоров, можно не переживать и просто немного подождать. Бить тревогу следует, если:
- Малыш не только не говорит, но и не понимает речь взрослых;
- Младенец не реагирует на слова, обращенные к нему;
- Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, не любит рассматривать детские книжки с картинками;
- В истории болезни маленького молчуна имеются врожденные неврологические патологии.
Специалисты утверждают, что интенсивному развитию речи способствуют посещение ребенком детского учреждения (ясли-сад) и развивающих групповых занятий, соответствующих возрасту, а также активное общение со старшими братьями и сестрами (если в семье есть другие дети). Если малыш проводит много времени в одиночестве и бывает часто предоставлен сам себе, он может очень долго не произнести первых слов.
Родители должны следить не только за количеством, но и за качеством первых слов. Детей после года уже можно деликатно поправлять, стимулируя их к правильной речи (например, не «бибика», а «машина»). Чтобы развитие речевых навыков шло правильно, логопеды категорически не рекомендуют учить детей до трех лет иностранному языку, даже в форме игры.
Исключение – семьи-билингвы, где родители изначально говорят на разных языках, в этом случае здоровый малыш без труда усваивает оба, но это происходит постепенно.
Если малышу уже исполнился год, но он не спешит обрадовать старших первыми словами, паниковать не стоит. Здоровый, хорошо развитый физически малыш обязательно заговорит; главное – стимулировать его к этому личным примером. Если младенец страдает какими-либо неврологическими нарушениями или часто болеет, задержка в развитии речи может быть вызвана серьезными расстройствами, требующими наблюдения у специалиста.