9 месяцев ребенку
Содержание:
К девятому месяцу жизни грудничок активно осваивает окружающее пространство, учится манипулировать предметами, развивает речевые навыки, может порадовать родителей первыми шагами. В 9 месяцев ребенку свойственно любопытство, он охотно наблюдает за действиями взрослых и подражает им, проявляет интерес к общению.
Основные навыки
Родителей беспокоит вопрос, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Каждый младенец развивается индивидуальными темпами, но к этому возрасту здоровые дети приобретают необходимые умения:
- садятся без помощи взрослого и сидят без опоры до 10 минут;
- держат равновесие в сидячем положении;
- освоили ползание со сменой направления (некоторые ползают по-пластунски – задом наперед);
- встают с поддержкой взрослого или у опоры;
- пытаются ходить у опоры;
- манипулируют предметами и игрушками (рвут бумагу, мнут пластилин, стучат игрушкой об игрушку, мелкие игрушки берут двумя пальчиками, крупные – всей ладошкой, листают книги с толстыми страницами из картона);
- повторяют за взрослыми некоторые движения (хлопки в ладоши, поднимание ручек, топанье ножками);
- по просьбе родителей показывают части тела (глазки, носик, ротик, ушки) и знакомые предметы;
- находят предмет, спрятанный у них на глазах;
- произносят большое количество звуков, повторяют за взрослыми слоги или простые слова;
- перенимают эмоциональное состояние окружающих людей (смеются, если рядом кто-то смеется, плачут, если видят плачущего человека).
В 9 месяцев кроха может самостоятельно занять себя на некоторое время. В этом возрасте распознают некоторые черты будущего характера малыша: одни дети активно проводят день, нарушая все запреты, другие – тихонько сидят в одном месте и возятся с предложенными игрушками.
К 9 месяцу наблюдается существенная разница в развитии и воспитании девочек и мальчиков:
- Девочки сильнее привязываются к родителям, быстрее, чем мальчики, развиваются в эмоциональном плане.
- Девочки предпочитают спокойные игры и манипуляции с предметами, мальчики проявляют независимость и любознательность (влезают на низкую мебель и падают с нее, ломают игрушки и бросают их).
- Мальчики любят активное общение со взрослыми (совместное хождение за ручку), девочки отдают предпочтение спокойному тактильному контакту (тихонько сидят на коленях у взрослых).
- Малышки скорее, чем мальчики, начинают говорить, прислушиваются ко взрослым, скорее выполняют просьбы старших людей.
- Мальчишки в этот период становятся очень энергичными и практически неуправляемыми, часто щипают или бьют окружающих людей (делают это не со злом, а из интереса к результату от такого поступка). Несмотря на это, специалисты считают более уравновешенными мальчиков, а не девочек.
Как развивать девятимесячного ребенка
Современные родители стараются не упускать ни одной возможности для развития ребенка. Для этого существует большое количество методов и приемов.
Познавательное развитие ребенка в 9 месяцев
Познавательная деятельность – это процесс освоения окружающей действительности. В возрасте 9 месяцев ребенок познает мир непроизвольно, взрослые создают условия для возникновения познавательных процессов:
- обеспечивают безопасное перемещение младенца по квартире;
- предоставляют малышу разные варианты интересного предметно-игрового окружения;
- развивают мелкую моторику рук через обучение манипуляциям с предметами разной величины, фактуры, веса (дети с удовольствием складывают мелкие предметы в банки и коробки, открывают и закрывают крышки в них);
- прививают элементы правильного поведения.
Для расширения умения ориентироваться в пространстве используют стульчик для кормления – кроха следит за действиями родителей и манипулирует предложенными игрушками. Разноцветные кубики, баночки, коробочки, пирамидки, всевозможные игрушки способствуют всестороннему развитию карапуза. Прежде, чем дать малышу игрушку, взрослые показывают, какие манипуляции с ней можно проводить.
Психология утверждает, если познавательные процессы развиты правильно, то в девять месяцев ребенок:
- вынимает и складывает предметы в коробки и банки, при складывании сопоставляет размеры – маленькое вкладывает в большое;
- умеет ощупывать предметы пальцами и засовывать пальчик в отверстие;
- знает расположение и назначение всех помещений в квартире;
- способен самостоятельно исследовать пространство в жилище;
- с интересом наблюдает за происходящим.
Умственное и речевое развитие ребенка
Умственное и речевое развития тесно связаны между собой. Малыш уже способен в течение нескольких минут удерживать внимание на одном предмете, многократно повторяет одни и те же действия, знает, как выглядят свои и чужие взрослые.
Родители читают крохе книжки с крупным изображением зверей, овощей, фруктов, карапуз старается повторить их названия или произносить звуки, которые издают животные (ав-ав, му-му, мяу и другие). К этому времени у ребенка появляется любимая игрушка, которая вызывает положительные эмоции и надолго привлекает внимание крохи.
Активный словарь 9-ти месячного ребенка небогат: мама, папа, баба, дада, дай, на, ам – самые часто произносимые слова в этом возрасте. У каждого малыша появляется индивидуальный активный словарь, который понимают только близкие люди.
Дети хорошо подражают интонациям знакомых взрослых людей, «поют» и пританцовывают под музыку. Понимают слова-запреты и слова-одобрения, соотносят слова с образами людей, предметов, действий. Проявляют интерес к общению не только с людьми, но и с домашними животными и очень огорчаются, если общение не состоялось.
Постепенно малыш учится простейшим правилам общения: машет ручкой при прощании, прячется, закрыв глаза рукой. Активно включается в совместные игры-потешки (Ладушки, Сорока-ворона), исполняет понятные простые просьбы взрослого, ориентируется в знакомом пространстве, приучен к режиму дня.
Физиологическое и психологическое развитие ребёнка
При сбалансированном питании в течение девятого месяца малыш вырастает на 1-1, 5 см и набирает веса около 450-500 г., по отношению к массе тела при рождении карапуз прибавляет до 6 кг.
Физическое развитие мальчиков и девочек немного отличается. Мальчики к 9 месяцам вырастают в среднем до 71,3 см и весят 9-9,5 кг. Рост девочек – от 68,5 до 70 см, вес – 8,2-8,7 килограммов. Средний размер окружности головы для обоих полов – от 43,8 до 45 см, обхват грудной клетки – 46,6-47,2 сантиметра.
В 9 месяцев ребенок умеет проявлять различные эмоции. В зависимости от ситуации он негодует, гневается, обижается, радуется или удивляется. Пользуется утвердительными и отрицательными жестами, помогает взрослому одевать себя.
Упражнения и игры для малыша
Для гармоничного роста и развития малыша родители организовывают для него различные игры и упражнения.
Для совершенствования двигательных умений из подручных средств (диванные подушки, скрученные в валик одеяла, крупные игрушки) устраивают своеобразную «детскую полосу препятствий», в конце которой находится заинтересовавший малыша предмет (пульт, телефон, любимая игрушка).
Важно! Все развивающие игры должны быть доступны для малыша, чтобы не пропал интерес к упражнению.
Манипуляции с рулоном туалетной бумаги, прикрепление к ручке малыша кусочка скотча, поиск игрушек, спрятанных в мисках с крупой, игры с сундучком, наполненным предметами с разной фактурой, – все это занятия, развивающие мелкую моторику рук.
На развитие познавательных процессов хорошо влияют игры с пирамидкой и кубиками. 9 месячный малыш не сразу сможет сложить башенку из кубиков или пирамидку, но ему точно понравится их разрушать. Родители показывают крохе куклу, потом переворачивают ее вверх ногами и просят ребенка положить игрушку правильно.
Малыши такого возраста любят «помогать» маме: с удовольствием вытирают пыль, мешают половником суп в кастрюле, моют посуду.
Игрушки для девятимесячных детей подбирают самые простые: мячики, кубики (мягкие и твердые), куклы, машинки, музыкальные игрушки. Во время игр с ними обращают внимание на их фактуру, форму, цвет, звук.
На прогулке родители знакомят кроху с окружающими предметами, позволяют подержать в руках травку, поиграть с песком.
В прятки играют своеобразно: взрослые набрасывают на малыша прозрачную ткань и ищут его.
Если игрушки надоели карапузу, родители устраивают ему представление пальчикового театра. Для этого на пальцах взрослого рисуют забавные рожицы и иллюстрируют сказку или придуманную историю.
Интересно. Кастрюли, ложки, контейнеры и другие кухонные предметы привлекают ребенка больше, чем игрушки.
Для развития мышц с младенцем занимаются гимнастикой: позволяют катать коляску, учат держать равновесие на фитболе и переступать через невысокие препятствия.
Плюсы и минусы раннего развития
Раннее развитие – комплекс мероприятий, направленных на наиболее полное развитие интеллектуальных и физических способностей малыша.
Доктор Комаровский считает, что развивать ребенка нужно, но без фанатизма. Если родители занимаются с крохой умеренно, в игровой форме и не стараются перегружать его энциклопедическими знаниями, то вреда от таких занятий не будет.
Разработаны различные методики раннего развития, наиболее популярные из них:
- Методика М. Монтессори проводится под девизом: «Научат ребенка, и он сделает это сам». Для занятий используются объемные разнофактурные фигуры, буквы и цифры, которые малыш изучает на ощупь и визуально.
- Методика Глена Домана предлагает работу с карточками, на которых изображены буквы, цифры, слова и фото.
- Методика М. Гмошинской предлагает развивать детей через рисование пальчиками специальными красками.
Противники раннего развития детей утверждают, что:
- Интенсивное развитие познавательных процессов ущемляет другие сферы развития малыша.
- Для проведения полноценных занятий нужны специальное оборудование, определенные знания и трудозатраты.
- Ускорение естественного процесса развития несет угрозу детскому здоровью.
- Раннее развитие не имеет перспективы в будущем – в школе все дети занимаются по одинаковым программам.
- Растить талантливого малыша очень сложно, и он может стать изгоем среди обычных детей.
- Раннее развитие отнимает у малыша полноценное детство.
Сторонники раннего развития малышей считают, что:
- Раннее развитие не исключает участия малыша в других сферах жизнедеятельности.
- Если человек заботится о своем ребенке, то он найдет немного времени для занятий с ним.
- Далеко не все методики требуют большого количества учебных пособий, многие из них родители могут сделать самостоятельно.
- Современные условия требуют от человека умения постоянно обучаться чему-то новому, раннее развитие с детства приучает кроху к быстрому ритму жизни.
- Раннее развитие не предполагает обязательное воспитание вундеркинда, только развивает природные способности ребенка.
- Использование приемов раннего развития не отбирает у крохи счастливое детство, наоборот, делает его интереснее и полноценнее, ведь все занятия проходят в интересной форме.
Поводы для беспокойства у девятимесячного малыша
Каждый ребенок развивается индивидуально, но родители обращаются к специалисту, если малыш в 9 месяцев:
- в сидячем положении не может удерживать равновесие;
- не умеет стучать игрушками друг об друга;
- не повторяет за родителями звуков и слогов;
- не делает попыток пить из чашки без помощи родителей.