10 месяцев ребенку
Содержание:
Десять месяцев – круглая дата для малыша. Уже скоро исполнится год, на первом в жизни именинном торте появится одна свечка, поступят поздравления и пожелания удачи в жизни и судьбе. Какой путь прошел ребенок за этот период, и что именно должен уметь делать в 10 месяцев?
Навыки малыша в 10 месяцев
10 месячный ребенок обладает индивидуальностью, которая настойчиво проявляется во всем. Ему присущи самостоятельность – умеет достаточно много, проявления характера – выражает свое несогласие или одобрение доступными способами, настойчиво добивается цели.
Что должен уметь делать ребенок в 10 месяцев:
- Координация движений достаточно развита, поэтому ползает везде и всюду. Все помещения обследованы, везде он побывал самостоятельно;
- Если на пути встречается какая-либо опора, за которую можно ухватиться, то незамедлительно осуществляется попытка встать на ножки;
- Освоены и «приучены к рукам» чашка и ложка, пусть пока не очень умело и аккуратно, но при кормлении обязательно будут попытки самостоятельно покушать и выпить компот;
- В 10 месяцев ребенку необходимо давать продукты с общего стола, чтобы у него появились собственные вкусовые предпочтения;
- Иногда уже можно понять, какая рука будет ведущей (правая или левая), все предметы берутся именно ей;
- Движения взрослых запоминаются и воспроизводятся: умеет открыть и закрыть ящики, передвинуть стул.
В психическом развитии малыша появились новые стороны:
- сильно развито подражание – повторяет за взрослым слоги;
- понимает шутки, постепенно формируется собственное чувство юмора;
- умеет обращаться с телефоном (или предметом, похожим на него, подносит его к уху, как будто разговаривает);
- осмысленные жесты – машет ручкой на прощание, обнимает, протягивает при встрече;
- понимает и знает слово «нельзя» и радуется, когда его хвалят;
- ищет спрятанный предмет, когда его прячут при нем, помнит, где лежат его игрушки.
Тесты на развитие
Не все малыши к десятому месяцу развились одинаково. У кого-то навыков и умений больше – есть такие, кто уже начал самостоятельно ходить. В целом существует некий перечень того, что должен уметь делать десятимесячный ребенок:
- Самостоятельно садиться и вставать, держась за опору.
- Добираться до игрушки ползком.
- Понимать обращенную к нему речь.
- Обращать на себя внимание родителей с помощью жестов, лепета, слогов.
- Повторять элементарные слоги (ма, па, ба и т.д.).
- Лепетание должно быть эмоционально окрашенным, не быть монотонным.
Питание должно быть разнообразным. Груднички по-прежнему питаются материнским молоком на ночь и утром, в остальное время – приготовленными на пару мясными и рыбными блюдами, овощными пюре, кисломолочными продуктами, запеканками, молочными кашами, киселем и ягодными морсами. Количество приемов пищи – 5 раз в день. Младенец на искусственном вскармливании получает утром и на ночь детскую молочную смесь, в остальном питание аналогично.
Режим дня включает в себя ночной сон до 8-10 часов подряд. Если ребенок просыпается ночью и просит кушать, ночной прием пищи нужно сохранять. Дневной сон должен состоять из двух периодов, продолжительность каждого – 2-2,5 часа. Обязательны прогулки на свежем воздухе и активные игры.
Несмотря на довольно взрослый возраст, для полноценного развития 10 месячного ребенка необходимо по-прежнему брать на руки. Родительские объятия для него сейчас так же важны, как и прежде. Он уже осознает, что может отойти (отползти) на некоторое расстояние от мамы, но она ему все также нужна.
Основные показатели физического развития
К 10 месяцам малыши значительно прибавили в росте и весе, по сравнению с периодом новорожденности, но месячные прибавки снизились. Это связано с возросшей активностью младенца и расходованием энергии на двигательные навыки.
Физические показатели девочек 10 месяцев
Показатели | Масса, кг | Рост, см | Окружность головы, см | Окружность груди, см |
---|---|---|---|---|
Девочки 10 мес. | 6,7-10,9 | 66,5-76,4 | 41,5-46,9 | 45,2-50,1 |
Физические показатели мальчиков 10 месяцев
Показатели | Масса, кг | Рост, см | Окружность головы, см | Окружность груди, см |
---|---|---|---|---|
Мальчики 10 мес. | 7,4-11,4 | 68,7-77,9 | 42,9-47,9 | 45,1-51,4 |
Средние размеры большого родничка – 12-14 мм. Количество молочных зубов – 6-8.
Как помочь развитию
В этом возрасте у ребенка достаточно широкие возможности для изучения внешнего мира. Активное ползанье совместно с умением самостоятельно сидеть и стоять значительно расширяет его пространство. Перемещаясь по квартире, ребенок изучает расположение помещений, запоминает, в какой комнате он спит, и где находится кухня, учится обращаться с игрушками по назначению. Кукла – значит нужно покормить и уложить спать, машинка – значит ее можно катать по полу, мячик можно бросить, кубики поставить друг на друга. Речь взрослых для него становится понятной, хотя бы по интонации и жестам.
Нервно-психическое развитие
- Голосом сообщает о своих биологических потребностях;
- Среди знакомых предметов и игрушек находит и дает свои любимые: мишку, кубик и т.д.;
- В игре выполняет заученные ранее знакомые движения (хлопает в ладоши, играет в «ладушки», водит пальчиком по ладони и загибает пальчики – «сорока-белобока»).
- Своей речью подражает взрослым, повторяя за ними слоги;
- При чтении знакомых стихов пытается повторить окончания слов.
Двигательные навыки
- Самостоятельно, без опоры стоит;
- Переступает ногами, пытается ходить, держась за опору;
- Ходит, держась за руку взрослого;
- Совершает подражательные движения руками;
- Под контролем глаз вкладывает пальцы в отверстие.
Под живот лежащего на ковре малыша просунуть сложенное одеяло или полотенце, приподнять его, чтобы ребенок принял позу, как для ползания, и поносить его таким образом на небольшие расстояния, помогая перемещаться по комнате.
Для тренировки способности удерживать состояние равновесия посадить ребенка к себе спиной на колени. По очереди поднимать правое и левое колено, при этом руки малыша развести в стороны. Это упражнение хорошо выполнять под ритмичную музыку, тогда наклоны вправо и влево ребенок будет делать в такт музыке.
Заряд бодрости на весь день даст ритмичная утренняя гимнастика: наклоны, приседания с поддержкой, в конце танцы у мамы на руках.
Ежедневные разговоры с ребенком, проговаривание вслух названий предметов, игрушек, частей тела стимулируют развитие и обогащение словарного запаса. При этом не обязательно говорить постоянно, без пауз. Речь должна быть осмысленная и соответствовать ситуации. Например, при подготовке к купанию проговариваются названия одежды, которую снимают. В самой ванне проговариваются части тела (ручки, ножки, голова, уши, носик), которые мама намылила и т.д.
При кормлении ребенка можно предложить сделать выбор между соком и компотом, реакция малыша будет уже осознанной. Он выберет именно то, что хочет в данный момент. Лучшим развивающим занятием для крохи станут совместные игры.
Развивающие и подвижные игры
С каждым днем игры ребенка становятся все более осмысленными. Обычное перекатывание мячика дает представление о форме предмета – кубик не катится, его можно передвигать, толкать, мячик стоит только толкнуть рукой, и он покатится. Пирамидка (кольца разного размера, одеваемые на вертикальную ось) становится тренажером для пальчиков. Чтобы надеть каждое колечко, требуется ловкость. Кольца у пирамидки разных цветов, поэтому можно изучать названия различных (основных) цветов и находить нужное колечко не только по размеру, но и по цвету. Отличные музыкальные инструменты получаются из кухонной посуды. Кастрюли, крышки и поварешки превращаются в ударные инструменты. Соленое самодельное тесто или готовое покупное тесто для лепки послужит отличным тренажером для мелкой моторики.
Активность и желание постоянно двигаться необходимо правильно организовать. Можно построить полосу препятствий. Для этого пригодятся коробки, массажные коврики, поролоновые большие кубики. Можно воспользоваться готовым решением: приобрести игровой домик с трубой и наполнить ее пластиковыми шариками. Пусть с удовольствием ползает, перебирает разноцветные шарики, прокладывает себе дорогу, вместе с этим укрепляет мышцы спины.
В дополнение к тесту хорошо использовать кинетический песок, только заранее стоит запастись песочницей к нему. Он обладает несколько другими свойствами, по сравнению с тестом: держит форму, но при нажатии на него становится подвижным. Его хорошо «переливать» из одной руки в другую или в песочницу. Развивает в дополнение к мелкой моторике чувствительность пальчиков.
Занять мальчика или малышку на кухне, пока мама готовит обед, можно игрой в «золушку». Насыпать в поднос крупу или макаронные изделия. Можно спрятать там небольшую игрушку и попросить ее найти. Так развиваются тактильные навыки. Или поиграть в звуки: в баночки из-под киндеров насыпать различных круп и по очереди трясти их. Гарантировано отличное развитие музыкального слуха.
Небольшая книжка с плотными листами и яркими крупными картинками будет очень кстати. Теперь листы ребенок может переворачивать самостоятельно, по картинкам можно изучать, какие бывают животные, растения, машины, куклы, цвета, формы и пр. При чтении взрослым вслух ребенок будет запоминать слова (тренировка памяти), повторять слоги и части слов (развитие речи), соотносить название с картинкой (формирование представления о предмете).
Занятия и игры не должны утомить малыша, поэтому их продолжительность должна быть не более 10-15 минут в день.
В 10 месяцев можно и нужно знакомиться с другими малышами, ровесниками. Для полноценного развития и воспитания должна присутствовать социальная составляющая. Можно попробовать реализовать общение в песочнице, если там не многолюдно, или пригласить знакомую маму с малышом в гости. Общение пойдет на пользу обоим карапузам. Они научатся друг у друга новым навыкам, мамы тем временем передохнут за чашкой чая, наблюдая за ними.
Именно от родителей зависит успешное развитие. Как никто другой, они должны быть заинтересованы в том, чтобы на ребенка хватало времени и у папы, и у мамы. Это не означает, что родители должны найти время и деньги для оплаты абонемента в центре раннего развития детей. Успешно развивать и воспитывать можно дома. Знание букв и цифр, а также английского языка для грудничков можно отложить на будущее. Сейчас важнее двигательная активность, которую необходимо всячески стимулировать.