Психомоторное развитие ребенка в первые месяцы жизни
Содержание:
Гармоничное развитие психомоторных навыков ребенка – тема, которая волнует каждого родителя. Не все новоиспеченные мамы и папы знают, какими умениями должен обладать малыш к 1 году. Пролить «свет» на сложившуюся ситуацию поможет известный в педиатрии календарь, на который ориентируются детские врачи.
Что такое психомоторное развитие
Психомоторное развитие ребенка представляет собой совокупность умений и навыков, которые включают в себя сенсорные реакции, статику, моторику, становление речевого аппарата и социальную активность. Моторные и нервно-психические функции малыша тесно взаимосвязаны друг с другом.
Чтобы не тормозить формирование психомоторных навыков, необходимо тщательно следить за развитием чада.
Отличия в развитии мальчиков и девочек
Формирование психомоторных навыков у девочек и мальчиков происходит неравномерно.
Важно! Разница в развитии составляет около 4-х недель.
Среди основных отличий можно выделить:
- Физическое развитие девочек проходит быстрее. Мальчики позже начинают ходить, разговаривать, высаживаться на горшок.
- Познание мира у девочек происходит намного спокойнее. Мальчики к году начинают громко шуметь, разбрасывать игрушки. Девочки предпочитают спокойное времяпрепровождение в детской комнате вместе с любимыми куклами.
- Мальчики появляются на свет наименее зрелыми. Поэтому им труднее дается послушание. Девочки с удовольствием отзываются на просьбы родителей, мальчики чаще выражают протест на требования близких.
Показатели психомоторного развития детей первого года жизни
Оценка психомоторики малыша до года осуществляется в 2 этапа. Сначала анализируется психическое состояние ребенка:
- учитывается социальная адаптация малыша и психо реакции;
- дается оценка речевому аппарату.
На втором этапе исследуются моторные навыки ребенка:
- умение использования рук;
- общие движения тела.
Календарь психомоторного развития до года
Оценить психомоторное развитие ребенка от рождения до 1 года по месяцам поможет календарь, составленный экспертами ВОЗ, согласно главным критериям.
Календарь психомоторного развития ребенка возрастом до одного года
Возраст малыша (в месяцах) | Показатели нервно-психического развития |
---|---|
1 | Спустя один месяц жизни, ребенок начинает: • кратковременно фиксировать взгляд на ярких и блестящих игрушках; • вздрагивать при громких звуках; • пытаться держать головку, находясь в положении, лежа на животе; • издавать звуки в ответ на беседу с ним; • улыбаться взрослым. |
2 | В 2 месяца малыш уже может: • произносить отдельные звуки; • поднимать головку и удерживать ее не менее 5 секунд; • длительное время сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого; • поворачивать голову в поиске источника звука. |
3 | Для 3-х месячного чада характерны следующие проявления: • ребенок может лежать длительное время на животе, опираться на предплечье и высоко держать голову; • малыш дает обратную связь взрослым во время общения: улыбается, оживленно двигает руками и ногами, издает звуки на подобии «агу»; • трехмесячный ребенок тянется к предметам, которые находятся на расстоянии 10-15 см; • малыш способен долго фиксировать взгляд на игрушках и лицах. |
4 | В четырехмесячном возрасте ребенок может: • узнавать маму; • находить глазами источник шума; • громко смеяться в ответ на обращение к нему; • рассматривать и брать в руки игрушки; • поддерживать руками материнскую грудь во время кормления; • слегка переворачиваться набок или спину. |
5 | В 5 месяцев малыш способен: • отличить близких людей от чужих; • узнавать материнский голос, в том числе различать ласковую и строгую интонацию; • радоваться встречи с взрослыми; • брать игрушки из рук родителей; • произносить отдельные слова; • без труда принимать пищу из ложечки; • стоять на носочках при поддержке за подмышечные впадины. |
6 | Шестимесячный ребенок умеет: • брать предметы, находясь в любом положении; • переворачиваться на спину из лежачего положения лицом вниз; • произносить слоги; • отличать собственное имя от других; • «проситься» на руки. |
7 | В 7 месяцев малыш без труда: • вертит в руках игрушки, стучит ими; • ползает; • находит взглядом нужные предметы, особенно, если взрослый человек спрашивает об этом в беседе; • пьет из кружки; • стоит на ножках и «пританцовывает» при поддержке за подмышку. |
8 | Восьмимесячный ребенок способен: • самостоятельно садиться и ложиться; • громко говорить различные слоги, такие как «Ма», «Па», «Ба»; • держать хлеб в руке во время еды; • смеяться и реагировать на речь, в том числе кивать головой в знак протеста или согласия; • наблюдать за действиями других людей. |
9 | В 9-месячном возрасте малыш может: • спокойно высаживаться на горшок; • подражать взрослым, повторяя за ними слоги, которые присутствуют в его «арсенале»; • находить предметы, которые располагаются в разных местах; • оборачиваться, услышав собственное имя; • ходить, держась за мебель; • взаимодействовать с предметами: открывать, закрывать, стучать ими; • подражать действиям других детей; • «танцевать» под музыку вместе с взрослыми; • выполнять простые просьбы: «дай мячик», «положи игрушку». |
10 | В 10 месяцев ребенок способен: • повторять за взрослым ранее незнакомые слоги; • произносить первые слова; • находить по просьбе взрослых нужные игрушки; • ходить по ступенькам; • повторять действия взрослых, например, разговаривать по телефону; • выполнять по просьбе разученные действия: открывать, закрывать, складывать; • играть вместе с другими малышами. |
11 | В 11-месячном возрасте ребенок умеет: • компоновать слова для удовлетворения собственных потребностей, например: «дай мячик», «мама, пить»; • самостоятельно стоять и ходить без опоры; • выполнять действия, о которых просит взрослый: одевать куклу, нанизывать кольца на стержень, формируя пирамиду; • махать руками в знак прощания или приветствия. |
12 | Для годовалого малыша характерны следующие психомоторные навыки: • ребенок без труда пьет из детской кружки, затем ставит ее на стол; • легко выговаривает новые слоги, четко произносит около 10-и слов; • малыш в этом возрасте уже знает взрослых по именам; • в 12 месяцев ребенок уверенно ходит без опоры; • в 1 годик чадо способно по фотографии узнать знакомые лица; • ребенок понимает значение слов «не трогай», «нельзя»; • умеет играть с куклами и машинками без посторонней помощи. |
Как определить нормальное развитие младенца
Наиболее интенсивное развитие психомоторных функций происходит в первые 12 месяцев жизни малыша. Чтобы следить за формированием интеллектуальных и сенсорных навыков, педиатры советуют ежемесячно сравнивать показатели ребенка с установленными нормами. Прописаны они в календаре психомоторного развития.
Нет ли отклонений
Не все дети развиваются в одинаковом темпе, так как каждый малыш индивидуален. Поэтому не следует переживать, если некоторые психомоторные реакции чада немного опережают или, наоборот, отстают от тех, что прописаны в календаре.
Результаты оценки могут зависеть от:
- комфорта;
- настроения;
- самочувствия;
- окружения.
Отставание малыша на 1 месяц и меньше не считается симптомом болезни. Однако родителям нужно начать использовать дополнительные стимулы, чтобы «довести» показатели до условной нормы. В том случае, если положительной динамики наблюдаться не будет, следует показать ребенка врачу-неврологу.
Частота сверки показателей
Для каждого возраста существует свой интервал сверки показателей по календарю:
- до года оценивать развитие психомоторных функций необходимо с интервалом в 30 дней;
- с 12 месяцев до 3-х лет достаточно проверять навыки 1 раз в 3 месяца;
- с 3-летнего возраста до 6 лет – 1 раз в полгода.
Постоянное наблюдение за малышом позволит на ранней стадии выявить задержку развития. Своевременно назначенное лечение позволит минимизировать неприятные последствия.